Эсхатологические представления в русской религиозно-философской традиции: от апокалиптики к уто-пизму. Часть II

  • Роман Сергеевич Гранин кандидат философских наук, старший научный сотрудник, ФГБУН Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), Москва E-mail: roman-s-granin@j-spacetime.com; grrom@mail.ru http://orcid.org/0000-0002-8437-4207

Аннотация

Во второй части статьи представлен опыт системного анализа эсхатологической проблематики в русском богословии XIX – начала ХХ вв., религиозной философии Серебряного века и русской эмиграции. Эсхатология реконструируется как феномен философской мысли того же порядка, что метафизика всеединства, русский космизм, персонализм.


русское богословие XIX–ХХ вв.; библейская герменевтика; чувство fin de siècle; кризис культуры; эсхатологическая метафизика; русский религиозно-философский ренессанс; философия культуры; утопическое мировоззрение; мессианизм


  1. Арапов А.В. Русская библейская герменевтика и теория сакральной коммуникации в 19–20 веках // Вестник научной сессии факультета философии и психологии. Вып. 5. Воронеж: ВГУ, 2003. С. 55–59.

  2. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики: Творчество и объективация // Дух и реальность. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2006. С. 381–564.

  3. Бердяев Н.А. Русская религиозная мысль и революция // Версты. Вып. 3. Париж, 1928. С. 40–62.

  4. Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала XX века и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути») // Путь, 1935. № 49. С. 3–22.

  5. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека // Философия свободы; Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 254–607.

  6. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря // Дух и реальность. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2006. С. 567–671.

  7. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм (Религиозно-философские параллели) // Сочинения: В 2 т. Т. М.: Наука, 1993. С. 368–434.

  8. Булгаков С.Н. Закон причинности и свобода человеческих действий // От марксизма к идеализму: Сборник статей (1896–1903). СПб.: Т-во «Общественная польза», 1903. С. 35–52.

  9. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Сочинения: В 2 т. Т. М.: Наука, 1993. С. 46–94.

  10. Бухарев А.М. (архимандрит Феодор). Исследования Апокалипсиса. Сергиев Посад: Изд. Редакции «Богословского Вестника», 1916.

  11. Вальер П. Интерпретация Откровения Иоанна в русском богословии XIX–XX веков // Эсхатологическое учение Церкви: Богословская конференция Русской Православной Церкви. М.: Синодальная богословская комиссия, 2007. С. 414–429.

  12. Ермичев А.А. Суждения Н.А. Бердяева о «русском культурном ренессансе» и настоящее значение этого термина // Studia culturae. Вып. 2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 9–24.

  13. Жуков В.Н. Третий Завет Дмитрия Мережковского // Мережковский Д.С. Иисус Неизвестный. М.: Республика, 1996. С. 676–683.

  14. Зеньковский В.В. Основы христианской философии // Христианская философия. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 12–147.

  15. История русской философии: учебник / Под. ред. М.А. Маслина. М.: КДУ, 2008.

  16. Колобова Ю.И. Личность и творческая деятельность П.П. Сувчинского в культуре XX века. Дисс. ... к. культурологических наук. Киров, 2006.

  17. Мень А.В. Библиологический словарь: В 3 т. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.

  18. Мережковский Д.С. Атлантида – Европа: Тайна Запада. М.: Русская книга, 1992.

  19. Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве / Сб. ст. под ред. Лосского Н.О. Париж: YMCA-Press, 1936.

  20. Священные книги Ветхого Завета, в переводе Герасима Петровича Павского. СПб.: Литогр. Мейера, 1838–1839.

  21. Сувчинский П.П. Два Ренессанса 1890–1900-е и 1920-е годы // Версты. Вып. 1. Париж, 1926. С. 136–142.

  22. Тихомиров Б.А. Славянская Библия: основные издания и место в духовной жизни [Электронный ресурс] // Богословие. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/theology/37751.php?element_id=37751&PAGEN_1=1.

  23. Филарет (Дроздов), митр. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1858. Ч. 17. Кн. 3. С. 452–484.

  24. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. I. М.: Правда, 1990.

  25. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: РХГИ, 2002. С. 197–228.

  26. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009.

  27. Франк С.Л. Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии) // Сочинения. М.: Правда,1990. С. 183–559.

  28. Франк С.Л. Учение о переселении душ // Сборник статей. Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве / Сб. ст. под ред. Лосского Н.О. Париж. YMCA-Press, 1936. С. 7–33.

  29. Fin de siècle [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Fin_de_siècle.

  30. Loqueur W. "Fin-de-siècle: Once More with Feeling." Journal of Contemporary History1 (1996): 5–47.

  31. Noble "The Tension between an Eschatological and a Utopic Understanding of Tradition: Tillich, Florovsky, and Congar." Harvard Theological Review 109.03 (2016): 400–421.

  32. Siljak A. "Nikolai Berdiaev and the Origin of Russian Messianism." The Journal of Modern History 88.4 (2016): 737–763.

Гранин, Р. С. Эсхатологические представления в русской религиозно-философской традиции: от апокалиптики к утопизму. Часть II / Р.С. Гранин // Пространство и Время. — 2017. — № 1(27). — С. 174—155. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st1-27.2017.62.

Опубликована
2017-05-08
Как цитировать
ГРАНИН, Роман Сергеевич. Эсхатологические представления в русской религиозно-философской традиции: от апокалиптики к уто-пизму. Часть II. Пространство и Время, [S.l.], v. 1, n. 27, май 2017. ISSN 2226-7271. Доступно на: <https://space-time.ru/space-time/article/view/2226-7271provr_st1-27.2017.62>. Дата доступа: 23 окт.. 2017
Раздел
ПРОСТРАНСТВА РОССИИ