К вопросу о развитии эмпатического потенциала как условии эффективного разрешения конфликтов в процессе учебной деятельности в ВУЗе

Сергей Владиславович Петров 1
+ Просмотреть подробную информацию об авторах

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Статья посвящена взаимосвязи категорий и феноменов «конфликт» и «педагогический конфликт», с одной стороны, и «эмпатия» и «эмпатический потенциал», с другой, применительно к студентам ВУЗов. Представлен авторский взгляд на развитие эмпатического потенциала как условие эффективного разрешения конфликтов в процессе учебной деятельности
  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для ВУЗов. М.: Эксмо, 2009.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Филинъ, 1996.
  3. Боровикова Е.С. Поведенческая культура педагога в условиях конфликтования // Молодежь и наука XXI века: Материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной году Учителя, в рамках III Общегородской ассамблеи «Красноярск. Технологии будущего». В 3 т. Т. 3. Красноярск, 20–21 мая 2010 г. / Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. С. 241.
  4. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1975. С. 17–19.
  5. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс (Социальные исследования). 1994. № 5. С. 142–147;
  6. Дарендорф. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М.: РОССПЭН, 2002.
  7. Докторович А.Б. О сохранении и развитии человеческого потенциала // Пространство и Время. 2011. № 4(6). С. 125–130.
  8. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Пособие для студентов высших учебных заведений. М.: АО Аспект пресс, 1994.
  9. Зиммель Г. Теория конфликтного функционализма М.: Academia, 1993.
  10. Зинченко В.А., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. М.: Олма-пресс. 2004.
  11. Казанская В.Г. Взаимоотношение преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. М.: Высшая школа, 1990.
  12. Катайцева Е.А. Сущность понятия «человеческий потенциал» // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2009. № 6. С. 30–35.
  13. Кашуба И.А. Развитие эмпатического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки. Автореф. дисс. … канд. пед. н. Магнитогорск, 2004.
  14. Козер Л. Основы конфликтологии. СПб.: Светлячок. 1999.
  15. Козер Л.А. Реалистический и нереалистический конфликт // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. С. 59–67.
  16. Козер Л.А. Функции социального конфликта / Под общ. ред. Л.Г. Ионина. М.: Дом интеллектуальной книги; Идея-пресс, 2000.
  17. Коллинз Р. Программа теории ритуала интеракции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1 (25). С. 27–39.
  18. Коллинз Р. Четыре социологических традиции. М.: Территория будущего. 2009.
  19. Куприянов Р.В.. Межличностные конфликты в диаде преподаватель – студент. Казань: КНИТУ, 2011.
  20. Лешер О.В., Петров С.В. Педагогический конфликт как фактор развития эмпатического потенциала у студентов ВУЗа // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2012. Т. 1. С. 159–162.
  21. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 28: Письма. 1852–1855. М.: Изд-во политической литературы, 1962.
  22. Роджерс К. Психотерапия на пороге 21 века. М.: Когито-Центр, 2005.
  23. Ручка А. А., Танчер В. В. Очерки истории социологической мысли. К.: Наук. думка, 1992.
  24. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн: Белорусская наука, 1998.
  25. Светлов В.В., Семенов В. А. Конфликтология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2011.
  26. Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения. Дисс. … канд. психол. н. М., 1989.
  27. Сулеманова С.М. Психологический анализ конфликтных взаимоотношений между учителем и учащимися. Дисс. … канд. психол. н. М., 1980.
  28. Танчер В.В. Льюис Козер: функциональность конфликта и польза несогласия в науке // Современная американская социология / Под. ред. В.И. Добренькова. М.: МГУ 1994. С. 265–273.
  29. Холмовская С. Приносят ли конфликты только негативный эффект для компании? // Дни студенческой науки, осень – 2008 Труды Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. М., 2009. С. 268.
  30. Шондина И.А. Развитие эмпатического потенциала студентов университета как приоритетного качества личности будущего профессионала [Электронный ресурс] //Альманах современной науки и образования. 2012. № 3 (58). C. 153–157. Режим доступа: http://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2012_3_57.pdf.
  31. Шондина И.А. Педагогические условия развития эмпатического потенциала студента университета в процессе профессиональной подготовки. Автореф. дисс. … к. пед. н. Челябинск, 2013.
  32. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты). Дисс. … д. психол. н. СПб., 1995.
  33. Bottomore T.B., Rubel M. Karl Marx: Selected Writings in Sociology and Social Philosophy. New York: McGraw-Hill, 1964.
  34. Boulding K E. Conflict and Defense: A General Theory. Lanham: University Press of America, 1989.
  35. Boulding K.E. "Organization and Conflict." Journal of Conflict Resolution 1.2 (1975): 122–134.
  36. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. London: Routledge & Kegan Paul, Ltd, 1959.
  37. Litterer J.A. "Conflict in Organization: A Re-Examination." Academy of Management Journal 9.3 (1966): 178–186.
  38. Rex J. Key Problems in Sociological Theory. London: Taylor & Francis, 1970.
  39. Rogers C.R. "Empathic: An Unappreciated Way of Being." Counseling Psychologist 5.2 (1975): 2–10.
  40. Wehr P.E., Boulding К.Е. Conflict Regulation. Boulder, CO: Westview Press, 1979.


Ключевые слова
педагогический конфликт; условия эффективного разрешение педагогического конфликта; эмпатия; эмпатический потенциал

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Петров, С. В. К вопросу о развитии эмпатического потенциала как условии эффективного разрешения конфликтов в процессе учебной деятельности в ВУЗе / С.В. Петров // Пространство и Время. — 2014. — № 1(15). — С. 246—251. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st1-15.2014.101
Раздел
РАКУРС