Культурно-исторический контекст политико-правового процесса в области образования в России

Анатолий Владимирович Овчинников 1
+ Просмотреть подробную информацию об авторах

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

В статье поднят актуальный для России вопрос государственной традиции просвещения (взаимоотношений власть – закон – образование) как важнейшей составляющей духовной культуры и цивилизационного процесса. Взаимовлияние правовых и политических начал в истории российского образования анализируется на примере дискурсов политической традиции и традиции русского просвещения, сформировавшихся в рамках направлений политико-правовой мысли, оформившихся в России во второй половине XIX – начале ХХ вв.
  1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 2006.
  2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.
  3. Демков М.И. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий. Ч. II: Теория и практика воспитания. Изд. 5-е. М. – Пг., 1918.
  4. Каптерев П.Ф., Музыченко А.Ф. Современные педагогические течения. М., 1913.
  5. Корольков А.А. Философия права: западноевропейская и русская традиция // Русская философия права. СПб.: Алетейя, 1999. С. 432–435.
  6. Менделеев Д.И. О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей // Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века): учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Сост. А.В.Овчинников, Л.Н.Беленчук, С.В.Лыков. М.: Академия, 2000.
  7. Мусин-Пушкин А.А. Сборник статей по вопросам школьного образования на Западе и в России (по личным наблюдениям). СПб., 1912.
  8. Победоносцев К.П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996.
  9. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира. История и современность. М.: Педагогическое общество России, 2001.
  10. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 12 т. Т. 1. М. – Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948.
  11. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики с приложениями. М., 1869.
  12. Adams A.E. "Pobedonostsev and the Rule of Firmness." The Slavonic and East European Review 32.78 (1953): 132–139.
  13. Alston P.L.  Education and the State in Tsarist Russia. Palo Alto, CA: Stanford University Press, 1969.
  14. Atwell J.W. "The Russian Jury."  The Slavonic and East European Review 53.130 (1975): 44–61.
  15. Eklof B. "The Adequacy of Basic Schooling in Rural Russia: Teachers and Their Craft, 1880–1914." History of Education Quarterly (Summer 1986): 199–223.
  16. Elkof B. "The Outsider and the Village: The Rural Teacher in Russia, 1864–1910." Slavic and European Education Review l.1 (1979): 1–19.
  17. Filippov B.A. "Education and Social Order."  Russian Education and Society  38.1 (1996): 62–76.
  18. Long D.H., Long R.A., eds. Education of Teachers in Russia. London: Greenwood Press, 1999
  19. Morris C.T., Adelman I. "Nineteenth-century Development Experience and Lessons for Today."  World Development  17.9 (1989): 1417–1432.
  20. Ruane C.  Gender, Class, and the Professionalization of Russian City Teachers, 1860–1914. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1994.
  21. Saunder D. Russia in the Age of the Reaction and Reform. 1801–1881. London and New York: Routledge, 1992.
  22. Stockdale M.K. Paul Miliukov and the Quest for a Liberal Russia 1880–1918. London: Ithaka, 1996.


Ключевые слова
российское образование и педагогика; политико-правовая традиция России; правовая культура; воспитание; реформа образования; правовое регулирование образовательной сферы

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Овчинников, А. В. Культурно-исторический контекст политико-правового процесса в области образования в России / А.В. Овчинников // Пространство и Время. — 2014. — № 1(15). — С. 153—160. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st1-15.2014.61
Раздел
ПРОСТРАНСТВА РОССИИ