Апология аргумента ad hominem

Ольга Николаевна Тынянова 1
+ Просмотреть подробную информацию об авторах

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Познавательная деятельность человека рассмотрена в свете протагоровского антропоцентризма, общих философских принципов (законов) Г.В. Лейбница и в целом персоналистической парадигмы. Такой подход делает любую аргументацию к существу вопроса (adrem) «по умолчанию» аргументацией «к человеку» (ad hominem) – «к человеку создающему» (когнитивную модель мира) и «к пространству» (ad spatium), т.е. к когнитивному и символическому пространству – модели-космогонии, созданной в результате познания, а также «к универсуму» (ad universi), на котором метафизически зиждется выбор субъектом познания теоретической и практической парадигмы (персоналистиической или имперсоналистской) и частью которого как физического космоса является человек. Показано, что обусловленные отношением к знанию и пространствам локализации знания способ легитимации и эпистемический модус функционирования власти (знаю – не знаю – не желаю знать и исходя из этого действую / не действую) в каждую эпоху (пре-модерн, модерн, пост-модерн) детерминировали оответствующий алетический модус управленческого решения (закономерный в эпоху пре-модерна, вероятностный в эпоху модерна и случайный в эпоху пост-модерна). Обоснована имперсоналистская инверсия как геополитического, так и внутриполитического тренда при реализации концепции человеческого потенциала в условиях ограниченности ресурсов. Сделаны выводы о необходимости персоналистического поворота в государственном строительстве, а также о методологической ценности принципа (закона) непрерывности Лейбница как основы натурсоциологии.
  1. Арон Р. Мир и война между народами. М.: Nota bene, 2002.
  2. Вольф Х. Разумные мысли о Боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще, сообщенные любителям истины Христианом Вольфом // Христиан Вольф и философия в России / Под ред. В.А. Жучкова. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001. С. 230–358.
  3. Гамбурцев А.Г., Тарко А.М. Общие и особенные черты динамики процессов в природе и обществе // Пространство и Время. 2012. № 2(8). С. 53–64.
  4. Гринченко С.Н. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы). М.: ИПИ РАН, 2007.
  5. Гринченко С.Н. Системная память живого (как основа его метаэволюции и периодической структуры). М.: ИПИ РАН ; Мир, 2004.
  6. Громов И.А., Мацкевич И.А. Семенов В.А. Западная социология. СПб.: Издательство ДНК, 2003.
  7. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.: РГГУ, 1999.
  8. Лейбниц Г.В. О принципе непрерывности (из письма к Вариньону) // Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т: Т. I. М.: Мысль, 1982. С. 211–214.
  9. Лейбниц Г.В. Об основных аксиомах познания // Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1982. С. 138–141.
  10. Лефевр А. Социальное пространство // Неприкосновенный запас. 2010. № 2 (70). С. 3–14.
  11. Лефевр В.А. Космический субъект. М.: Когито-Центр, 2005.
  12. Михайлов В.А. Нац«изм» в зеркале «нацияза» // Полис. 1995. № 4. C. 77–85.
  13. Нижников С.А., Лагунов А.А. Фил и Соф: диалоги о вечном и преходящем.Гегельянство: скачок в пантеистический детерминизм, имперсонализм и аморализм // Пространство и Время. 2014. № 4(18). С. 65–72.
  14. Озе Я.Ф. Персонализм и проективизм в метафизике Лотце. Юрьев: Тип. К.?Матисена, 1896.
  15. Платон. Теэтет // Платон. Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1968. С. 225–317.
  16. Резников А.К, Исаченко Г.А., Балашов Е.А. Наследие политических границ прошлого в современных ландшафтах северо-запада Европейской России // Известия Русского географического общества. 2000. Т. 132. Вып. 2. С. 13–25.
  17. Тынянова О.Н. Власть и знание: к топологии «других пространств» // Пространство и Время. 2014. № 4(18). С. 10–13.
  18. Тынянова О.Н. Власть и ее окрестности // Пространство и Время. 2014. № 3(17). С. 10–13.
  19. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996.
  20. Claval P. "Changing Conceptions of Heritage and Landscape." Heritage, Memory and the Politics of Identity: New Perspectives on the Cultural Landscape. Eds. N. Moore, and Y. Whelan. Aldershot: Ashgate, pp. 85–93.
  21. Holtorf C., Williams H.M.R. "Landscapes and Memories." The Cambridge Companion to Historical Archaeology. Eds. D. Hicks, and M. Beaudry. Cambridge: Cambridge University Press, 2006, pp. 235–254.
  22. Korpela K.M. "Place-Identity as a Product of Environmental Self-Regulation." Journal of Environmental Psychology 9.3 (1989): 241–256.
  23. Lacroix J. Le Personalisme. Lyon, 1981.
  24. Lacroix J. Marxisme, existentialisme, personnalisme. Paris: P.U.F., 1950.
  25. Olwig K.R."Landscape as a Contested Topos of Place, Community, and Self." Textures of Place: Exploring Humanist Geographies. Eds. P.C. Adams, S.D. Hoelscher, and K.E. Till. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 2001, pp. 93–117.
  26. Olwig K.R. "Recovering the Substantive Nature of Landscape." Annals of the Association of American Geographers 86.4 (1996): 630–653.
  27. Osborne P. "Modernity Is a Qualitative, not a Chronological, Category." New Left Review 192.1 (1992): 65–84.
  28. Toulmin S. Cosmopolis: The Hidden Agenda of Modernity. Chicago: University of Chicago Press, 1992.
  29. Vaihinger H. The Philosophy of ‘As If’: A System of the Theoretical, Practical and Religious Fictions of Mankind. London: Routledge & Kegan Paul, 1984).


Ключевые слова
философские принципы (законы) Лейбница, модерн, постмодерн, модус функционирования власти, социальное пространство, когнитивное пространство, символическое пространство, субъект познания, антропоцентризм, аргумент ad hominem, персонализм, имперсонализм, космогония, натурсоциология.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Тынянова, О. Н. Апология аргумента ad hominem / О.Н. Тынянова // Пространство и Время. — 2015. — № 1-2(19-20). — С. 11—15. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st1_2-19_20.2015.01
Раздел
ОТ РЕДАКТОРА