Мертв ли Бог? М. Хайдеггер о нигилизме и метафизике

Сергей Анатольевич Нижников 1
+ Просмотреть подробную информацию об авторах

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Для западной мысли Бог окончательно умер уже в философии Канта и Гегеля, что зафиксировал Ницше в XIX в., однако осмысление последствий этого события начинается только в XX в. Наиболее глубокий его анализ на уровне метафизики дал М. Хайдеггер в своих статьях, особенно в работе «Слова Ницше “Бог мертв”». Суть данного факта заключается в том, что священное покинуло сферу трансцендентного, в результате чего поиски основ существования в запредельной реальности не придают жизни современного человека ни смысла, ни веры. «Смерть Бога» можно рассматривать как уничтожение сферы трансцендентного как источника высших ценностей и перевод священного в имманентную сферу. Однако «свято место пусто не бывает», и Хайдеггер, критикуя всю историю западноевропейской метафизики и теологии от Платона по Ницше, пытается на место абсолютного блага поставить Ничто. Однако такое Ничто также ничтожит и не спасает от нигилизма, как и предшествовавшая метафизика сверхсущего. Обсуждению рассматриваемых вопросов, на которые нет окончательных ответов, посвящена данная статья.
  1. Бубер М. Затмение Бога. Мысли по поводу взаимоотношений религии и философии // Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С. 440–540.
  2. Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С. 202–300.
  3. Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Из-бранное: Вера и понимание. Том I–II. М: РОССПЭН, 2004. С. 7–41.
  4. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
  5. Гегель Г.В.Ф. Вера и знание // Эстетика: В 4 т. Т. 4. Фрагменты из философских произведений. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1973. С. 57–67
  6. Громадка Й.Л. Перелом в протестантской теологии. М.: Прогресс, Культура, 1993.
  7. Зоткина О.Я. «И этому испытанию никогда не приходит конец...» // Тиллих П. Систематическая теология, Т. 3. М. –СПб.: Университетская книга, 2000. С. 381–398.
  8. Монро Р. Настигнут радостью. Беседы с К.С.Льюисом. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003.
  9. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии. М.: ИНФРА-М, 2014.
  10. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. М.: Молодая гвардия, 2005.
  11. Тиллих П. Мужество быть // Пауль Тиллих. Избранное. М.: Юрист, 1995. С. 7–131.
  12. Тынянова О.Н. От незнания к несуществованию: об одной мировоззренческой установке в Новое время // Мир психологии. 2013. № 4. С. 223–230.
  13. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997.
  14. Хайдеггер М. Введение к «Что такое метафизика?» // Что такое метафизика? М.: Академический проект, 2007. С. 46–65.
  15. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Что такое метафизика? М.: Академический проект, 2007.  С. 230–262.
  16. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Что такое метафизика? М.: Академический проект, 2007. С. 24–45.
  17. Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим // Время и бытие. М., Республика, 1993. С. 273–301.
  18. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М., Республика, 1993. С. 63–176.
  19. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. М., Республика, 1993. С. 345–360.
  20. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. С. 168–217.
  21. Bambach C.R. Heidegger's Roots: Nietzsche, National Socialism and the Greeks. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 2003.
  22. Caputo J.D. Heidegger and Aquinas: An Essay on Overcoming Metaphysics. New York: Fordham Univ. Press, 1982.
  23. Conway D.W. "Heidegger, Nietzsche, and the Origins of Nihilism." Journal of Nietzsche Studies 3 (1992): 11-43.
  24. Derrida J., Michelfelder D., Palmer R.E. "Interpreting Signatures (Nietzsche/Heidegger): Two Questions."  Philosophy and Literature 10.2 (1986): 246–262.
  25. Doyle J.P. "Heidegger and Scholastic Metaphysics."  The Modern Schoolman  49.3 (1972): 201-220.
  26. Koenker E.B. "Potentiality in God." Philosophy Today 15.1 (1971): 44–51.
  27. Lampert L. "Heidegger's Nietzsche Interpretation."  Man and World  7.4 (1974): 353–378.
  28. Löwith K.  Martin Heidegger and European Nihilism. New York: Columbia University Press, 1995.
  29. Macquarrie J. Heidegger and Christianity: The Hensley Henson Lectures, 1993–94. New York : Continuum, 1994.
  30. Rorty R.  Essays on Heidegger and Others: Philosophical Papers. Cambridge: Cambridge University Press, 1991, volume 2..
  31. Safranski R. Martin Heidegger: Between Good and Evil. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1999.
  32. Thomson I. "Ontotheology? Understanding Heidegger's destruktion of metaphysics."  International Journal of Philosophical Studies  8.3 (2000): 297–327.
  33. Wild J. "The Philosophy of Martin Heidegger."  The Journal of Philosophy 60.22(1963): 664–677.


Ключевые слова
вера; метафизика; нигилизм; Ничто; трансцендентное; ценности

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Нижников, С. А. Мертв ли Бог? М. Хайдеггер о нигилизме и метафизике / С.А. Нижников // Пространство и Время. — 2014. — № 2(16). — С. 57—62. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st2-16.2014.21
Раздел
ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ, ПАРАДИГМЫ