Мокше- и нирваноцентричность versus теоцентричность: границы индийского теизма

Елена Николаевна Аникеева 1
+ Просмотреть подробную информацию об авторах

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Сущность мировоззренческого ядра традиционной индийской религиозности – мокше- и нирвано-центричность – раскрыто как противоположность монотеистическому/христианскому теоцентризму. Если метафизическую основу традиционного индийского менталитета составляет безличный сотериологический идеал, то учения индийского теизма как доктрины личного Бога не могут находиться в центре этой религиозности, будучи ограничены «периферией». Мокша и нирвана – безличные сотериологические идеалы индийских религий, они вне нравственных критериев, в отличие от христоцентричной сотериологии; мокша и нирвана достигаются, в первую очередь, знанием и йогической практикой, а не личностным общением с Божественной реальностью.
undefined


Ключевые слова
теоцентричность; теизм; монотеизм; политеизм; традиционная индийская религиозность; мокше- и нирваноцентричность; безличностное мировоззренческое ядро; границы индийского теизма

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Аникеева, Е. Н. Мокше- и нирваноцентричность versus теоцентричность: границы индийского теизма / Е.Н. Аникеева // Пространство и Время. — 2013. — № 3(13). — С. 198—208. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st3-13.2013.91
Раздел
РАКУРС