Вопрос о личностном бытии в западноевропейском теизме

Елена Николаевна Аникеева 1
+ Просмотреть подробную информацию об авторах

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Теизм рассматривается не только как обозначение определенной концепции, но и в качестве категории, являющейся одной из фундаментальных в философии, философии религии наряду с пантеизмом, панентеизмом и деизмом. В статье рассматривается западноевропейская идея личного Бога, которая в ее специфическом значении в отличие от безличного Абсолюта по определению является фундаментальным вопросом для самого теизма.
  1. Аникеева Е.Н. Мокше- и нирваноцентрицность versus теоцентричность; границы индийского теизма // Пространство и Время. 2013. № 3(13). С. 198–208.
  2. Аникеева Е.Н. Основы индийской религиозности: диалектика личного – безличного. М.: РУДН, 2010.
  3. Аникеева Е.Н. Параметры и смысловые горизонты индийского философского богословия (ишвара-вады) // Философский дискурс в контексте кросскультурного взаимодействия: Восток – Запад / Под ред. Н.С. Кирабаева, А.В. Семушкина, С.А. Нижникова: Монография. М.: РУДН, 2009.
  4. Гегель Г.В.Ф. Об эпизоде «Махабхараты», известном под названием «Бхагавадгита» Вильгельма фон Гумбольдта. Берлин, 1826 // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 131–137.
  5. Гегель Г.В.Ф. Об эпизоде «Махабхараты», известном под названием «Бхагавадгита» Вильгельма фон Гумбольдта. Берлин, 1826 // Вопросы философии. 1994. № 11. С. 141–171.
  6. Дуденкова И.В. Влияние фундаментальной онтологии М.Хайдеггера на православный персонализм XX в. // Вестник РУДН. Сер. Философия. 2008. № 3. С. 25–31.
  7. Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви /Пер. с англ. Д.М. Гзгзяна. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006.
  8. Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский. Личностность и бытие / Пер. с англ. С. Чурсанова [Электронный ресурс] // Богословский сборник. Вып. X. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2002. С. 22–50. Режим доступа: http://www.pagez.ru/olb/155.php.
  9. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.
  10. Кимелев Ю.А. Философский теизм: Типология современных форм. М.: Наука, 1993.
  11. Кимелев Ю.А. Философия религии. М.: Открытое общество, 1998.
  12. Коначева С.А. Хайдеггер и философская теология XX века. Автореф. дисс. … д. филос. н. М.: РГГУ, 2010.
  13. Кырлежев А.И. Митрополит Иоанн Зизиулас: Бытие как общение // Философия религии: Альманах. 2006–2007 / Отв. ред. В.К. Шохин. М.: Наука, 2007. С. 437–443.
  14. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 8. Ч. 1. М.: Искусство, 1992.
  15. Лифинцева Т.П. Рецепция идей М. Хайдеггера в «Систематической теологии» П. Тиллиха: [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. Режим доступа: http:www.hse.ru/data/2010/09/01/1220911986/Хайдеггер1.doc.
  16. Марсель Г. Опыт конкретной философии / Пер. с франц. М.: Республика, 2004.
  17. Мюррей М., Рей М. Введение в философию религии. М.: ББИ, 2010.
  18. Перепелкина М.В. Платонизм Ралфа Кедворта.  Автореф. дисс. … к. филос. н. М.: МГУ, 2001. 
  19. Петров В.В. Трансформация античной онтологии у Пс.-Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника // XIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. Т. 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 16–25.
  20. Платон. Сочинения. В 3-х тт. М.: Мысль, 1968-1972.
  21. Софроний (Сахаров), архим. Письмо 28: О православном догматическом сознании // Подвиг богопознания. 2-е изд. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010. С. 266–276.
  22. Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Политиздат, 1987.
  23. Суинберн Р. Философия религии в англо-американской традиции // Философия религии. Альманах. 2006–2007 / Отв. ред. В.К.Шохин. М.: Наука, 2007. С. 89–136.
  24. Томпсон М. Философия религии. М.: Фаир-пресс, 2001.
  25. Хоружий С.С. Богословие Соборности и богословие личности: симфония двух путей православного богомудрия // XIV Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета. Материалы 2004 года. М.: ПСТУ, 2004. 
  26. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. М.: Центр психологии и психотерапии, 1991. 
  27. Хорьков М.Л. Томизм, альбертизм и августинизм в интеллектуальной и духовной культуре Рейнского региона в XIV–XV веках. М.: РУДН, 2007. 
  28. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1989.
  29. Шохин В.К. Исторический генезис философии религии: проблема и ее наиболее вероятное решение // Философия религии. Альманах. 2006–2007. М.: Наука, 2007. C. 15–89.
  30. Юм Д. О бессмертии души // Антология мировой философии. Т. 2. М.: Институт философии РАН, Соцэкгиз, 1970. С. 574–608.
  31. Яблоков И.Н. Теизм // Словарь философских терминов. М.: Гардарики, 2004. 
  32. Яннарас Х. Вера Церкви [Электронный ресурс] // Азбука веры. Режим доступа: http://azbyka.ru/hristianstvo/sut/vera_tcerkvi_05-all.shtml.
  33. Widmer Ch. Gabriel Marсel et le théisme existential. Paris, 1971. 


Ключевые слова
теизм; панентеизм; эссенциализм; личность как ипостась; личностное бытие

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Аникеева, Е. Н. Вопрос о личностном бытии в западноевропейском теизме / Е.Н. Аникеева // Пространство и Время. — 2014. — № 4(14). — С. 64—71. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st4-14.2013.33
Раздел
ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ, ПАРАДИГМЫ