Этническая функция культурных представлений и уровень интеллекта

Александр Владимирович Сухарев 1, Владимир Владимирович Тимохин 2, Екатерина Александровна Выдрина 3, Анна Александровна Шапорева 4
+ Просмотреть подробную информацию об авторах

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

В статье рассматривается связь этнической функции различных параметров культуры и этносреды целом с типом и уровнем интеллекта как важнейшего фактора адаптации. Установлено, что различие этнических функций когнитивного компонента отношений личности, ее представлений об этносреде связано с различным типом и уровнем ее интеллекта.
  1. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. Психодиагностическая серия. Вып. М.: Смысл, 1998.
  2. Беспалько И.Г., Раева М.Н. О применении метода Роршаха в изучении возрастных особенностей психического развития // Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими заболеваниями. Л.: Медицина, 1978.
  3. Боборыкин П.Д. Воспоминания: В 2 т. М.: Художественная литература, 1965.
  4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
  5. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Институт психологии РАН, 2004.
  6. Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) // Психологическое обозрение. 1995. № 1. С. 21–33.
  7. Выдрина Е.А. Этнофункциональный аспект возникновения легкой умственной отсталости у дошкольников: Автореф. дисс. … к. психол. н. М., 2007.
  8. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.
  9. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Институт психологии РАН, 2007.
  10. Давыдова Ю.А., Белецкая А.А. История исследований когнитивных способностей в кросс-культурном аспекте // Вестник КРСУ. 2014. Т. 14. № 1. С. 89–92.
  11. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72–80.
  12. Изюмова С.А. Человеческая память. М.: Российский университет дружбы народов, 2014.
  13. Корнилов С.А. Кросскультурная инвариантность аналитически, творческих и практических способностей российских, английских и американских учащихся. Автореф. дисс. ... к. психол. н. М., 2012.
  14. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957.
  15. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М.: Смысл, 1993.
  16. Поддьяков А.Н. Кросс-культурные исследования интеллекта и творчества: проблемы тестовой диагностики // Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы: материалы международной конференции. М.: АЛВИАН, 2007. С. 201–207.
  17. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Институт психологии РАН, 2008.
  18. Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ психической адаптированности коренных народов Камчатского края – чукчей, коряков и русских камчадалов // Психологический журнал. Т. 34. № 3. С. 36–50.
  19. Сухарев А.В. Структура ментальности русского и западноевропейского общества в эпоху Возрождения: этнофункциональный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 36. № 2.  С. 129–140.
  20. Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ личности Петра I в контексте развития русской ментальности конца XII – начала XVII веках // Пространство и Время. 2014. №4 (18). С. 134–143.
  21. Сухарев А.В. Инновационное развитие и ментальность русской элиты: историко-психологический анализ // Человеческий фактор. 2015. №2. С. 20–29.
  22. Сухарев А.В., Кравченко О.Ф., Овчинников Е.В., Тимохин В.В., Шапорева А.А., Щербак С.Ю. Этнофункциональный подход в воспитании и психопрофилактике // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 68–80.
  23. Сухарев А.В., Неверова Т.В. Роль психологических этнофункциональных факторов в повышении уровня мотивации к учению у подростков // Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 81–91.
  24. Сухарев А.В., Панкова С.Ю., Соснин В.А., Чулисова А.П. Роль этнофункциональных параметров в психологической адаптации коренных народов Сахалинской области (на примере нивхов) // Пространство и Время. 2015. № 1–2 (19–20). С. 279–289.
  25. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб.: ИМАТОН, 1998.
  26. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Институт психологии РАН, 2003.
  27. Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Когито-Центр, 2007.
  28. Berry J.W. "Towards a Universal Psychology of Cognitive Competence." J. Psychol. 19 (1984): 335–361.
  29. Bohm E. Lehrbuch der Rorschach Psychodiagnostik. Bern: Hans Huber, 1972.
  30. Rushton J.Ph., Skuy M. "Performance on Raven’s Matrices by African and White university students in South Africa." Intelligence4 (2000): 251–265.
  31. Rushton J.Ph., Bons T.A., Vernon Ph.A., Cvorovic J. "Genetic and Environmental Contributions to Population Group Differences on the Raven’s Progressive Matrices estimated from Twins Reared Together and Apart." Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences 1619 (Jul. 2007): 1773–1777.
  32. Taylor L.J., Skanes G.R. "A Cross-Cultural Examination of Some of Jensen’s Hypotheses." J. Behav. Sci./Rev. Canad. Sci. Comp. 9.4 (1977): 315–322.
  33. Valencia R. "Comparison of Intellectual Performance of Chicano and Anglo Third-Grade Boys on the Raven’s Coloured Progressive Matrices." Psychology in the Schools 16.3 (1979): 448–453.


Ключевые слова
этническая функция; этнофункциональный подход; репродуктивный интеллект; креативный интеллект; культурные представления

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
этническая функция; этнофункциональный подход; репродуктивный интеллект; креативный интеллект; культурные представления
Раздел
ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ, ПАРАДИГМЫ