Представления о развитии, воспитании и обучении человека: историко-философский анализ и следствия для психологической науки

Александр Владимирович Сухарев 1
+ Просмотреть подробную информацию об авторах

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

В настоящей статье проведен краткий историко-философский анализ важнейших для психологии и взаимосвязанных друг с другом понятий развития, воспитания и обучения у ряда авторов от античности до Средних веков, эпохи Возрождения, Просвещения и философии Нового времени. Выявлена недостаточная реализация принципов природосообразности и культуросообразности, а также отсутствие представления об идеальном прообразе развития в современных теориях психического развития. Показана роль принципов природо- и культуросообразности, а также философского представления об идеальном прообразе развития в обосновании этнофункциональной теории психического развития индивидуального и коллективного субъекта.
  1. Абрамов А.И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии // Платон и его эпоха / Под ред. Ф.Х. Кессиди. М.: Наука, 1979. С. 212–338.
  2. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: Академический проект, 2000. С. 27–43.
  3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. – Воронеж: МОДЭК; Институт практической психологии, 1996.
  4. Буркгард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Смоленск: Русич, 2003.
  5. Варбург А. Великое переселение образов. СПб.: Азбука-классика, 2008.
  6. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т. 1. М.: Мысль, 1970.
  7. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб.: Наука, 1993.
  8. Гостев А.А. Религиозный менталитет как политический фактор: на «перекрестке» исторической и политической психологии // Развитие психологии в системе комплексного человекознания: В 2 ч. Ч. 2. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 87–90.
  9. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Институт психологии РАН, 2007.
  10. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб.: Axioma, 2000.
  11. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов. Автореф. дисс. … д. психол. н. М., 2002.
  12. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Избранные педагогические сочинения. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1956. С. 227–235.
  13. Прп. Ефрем Сирин. О Рае. М.: Сибирская благозвонница, 2015.
  14. Журавлев А.Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 83–88.
  15. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72–80.
  16. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.
  17. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М.: Республика, 2004.
  18. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века / Ред. П.П. Гайденко и В.В. Петров. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
  19. Крейн У. Теории развития. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  20. Кудрявцев О.Ф. Флорентийская Платоновская Академия. М.: Наука, 2008.
  21. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2006.
  22. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1974.
  23. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977.
  24. Лосев А.Ф. Пир. Учение о пределе // Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. С. 505–513.
  25. Нестик Т.А. Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени. Автореф. дисс. … д. психол. н., М., 2015.
  26. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006.
  27. Петров В.В. Учение Оригена о теле воскресения в контексте современной ему интеллектуальной традиции // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века / Ред. П.П. Гайденко и В.В. Петров. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 633–756.
  28. Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1971. С. 89–455.
  29. Платон. Тимей // Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. Часть 1. М.: Мысль, 1971. С. 455–543.
  30. Платон. Федон // Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. С. 11–95.
  31. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986.
  32. Плотин. Эннеады. Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1995.
  33. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969.
  34. Руткевич А.М. «Психоистория» Э.Г. Эриксона // Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. М.: Медиум, 1996.
  35. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М.: ИЭА РАН, 1990. Вып. 20. С. 5–40.
  36. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Институт психологии РАН, 2008.
  37. Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ психической адаптированности коренных народов Камчатского края – чукчей, коряков, и русских камчадалов // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 36–50.
  38. Сухарев А.В. Структура ментальности русского и западноевропейского общества в X–XVII веках: этнофункциональный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 129–140.
  39. Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ личности Петра I в контексте развития русской ментальности конца XII – начала XVII веках // Пространство и Время. 2014. № 4 (18). С. 134 – 143.
  40. Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ ментальности А.С. Пушкина в историческом развитии России [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2014. Т. 5. Вып. 1. Ч. 1. Режим доступа: http://j-spacetime.com/actual%20content/t5v1p1/2227-9490e-aprovr_e-ast5-1-1.2014.21.php.
  41. Сухарев А.В., Степанов И.Л. Этнофункциональный подход в психотерапии аффективных расстройств // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 122–133.
  42. Сухарев А.В., Кравченко О.Ф., Овчинников Е.В., Тимохин В.В., Шапорева А.А., Щербак С.Ю. Этнофункциональный подход в воспитании и психопрофилактике // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 68–80.
  43. Сухарев А.В., Чулисова А.П. Этнофункциональная коррекция образной сферы личности осужденных за насильственные преступления. М.: Институт психологии РАН, 2013.
  44. Сухарев А.В., Панкова С.Ю., Соснин В.А., Чулисова А.П. Роль этнофункциональных параметров в психологической адаптации коренных народов Сахалинской области (на примере нивхов) // Пространство и время. 2015. № 1–2 (19–20). С. 279–289.
  45. Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2007.
  46. Флоренский П.А. Оправдание космоса. СПб.: РХГИ, 1995.
  47. Шейнис Г.В. Духовно-нравственное становление человека во взаимодействии с природой // Психология человека в современном мире / Под ред. А.Л. Журавлева, М.И. Воловиковой, Т.А. Ребеко. Т. 6. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 333–337.
  48. Шеллинг Ф.В.Й. Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1987.
  49. Юдин Э.Г. Развитие // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
  50. Юревич А.В. Психология социальных явлений. М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 209–221.
  51. Berman M.G., Jonides J., Kaplan S. "The Cognitive Benefits of Interacting with Nature." Psychological Science 19.12 (2008): 1207–1212.
  52. Hark H., Hrsg. Lexikon Jungischer Grundbegriffe. Mit Originaltexten von K.G. Jung. Olten: Walter-Verlag AG, 1988.
  53. Kahn P.H. "Developmental Psychology and the Biophilia Hypothesis: Children's Affiliation with Nature." Developmental Review 17.1 (1997): 1–61.


Ключевые слова
этнофункциональный подход в психологии; философия; развитие; воспитание; обучение; теория психического развития; прогресс; идеал; субъектное время; природосообразность; культуросообразность; архегения

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Сухарев, А. В. Представления о развитии, воспитании и обучении человека: историко-философский анализ и следствия для психологической науки / А.В. Сухарев // Пространство и Время. — 2016. — № 4(22). — С. 76—86. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st4-22.2015.32
Раздел
ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ, ПАРАДИГМЫ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)